women-f.ru

Учим ребенка читать… как это сделать?

Учим ребенка читать... как это сделать?

На сегодняшний день известны три методики обучения ребенка чтению. Какой методике следовать, решать родителям (если ребенок еще не ходит в школу) или учителям в зависимости от учебной программы.

Выбирая способ обучения, нужно ответить на ряд вопросов: как работает эта система? На чем основан ее принцип? Каковы ее преимущества и недостатки?

Традиционная система обучения чтению

Эта самая древняя и самая распространенная методика в мире, практика ее применения насчитывает около 5 тысяч лет. Во всех школах (за редким исключением) обучение чтению идет именно по этой схеме. Основной принцип обучения — фонемный: слово делим на фонемы (звуки), за каждой из фонем закрепляем определенный символ. Эти символы назовем буквами. Однако учим ребенка чтению в обратном порядке: познакомим его с буквами, научимся их озвучивать. После чего пробуем эти буквы соединять в слоги. Это, на самом деле, самый сложный этап. Ребенок очень долго может не понимать, как же из отдельных букв получается целое слово. Выучить буквы может и годовалый ребенок. Это достаточно просто. Но вот научиться чтению он сможет только через некоторое время. Ребенку трудно понять все закономерности чтения. Он может даже забывать уже изученные буквы.

В дошкольном возрасте (около семи лет) ребенок уже осмысленно читает небольшие предложения. Быстрота понимания у ребенка довольно низкая, поэтому расшифровать буквы ему очень сложно. Он может одно и то же слово перечитывать по буквам несколько раз, будет несколько раз озвучивать эти буквы. Но далеко не с первого раза догадается, что это за слово может быть. Если вы дали ребенку прочитать предложение, то процесс может сильно затянуться: половину слов к концу предложения он просто-напросто забудет. Ему это дается очень сложно, он быстро утомляется от таких умственных нагрузок. Не факт, что ребенку вообще захочется расшифровывать предложение дальше.

На данный момент в школах ведется обучение чтению именно по этой методике. По нормативам государственного образовательного стандарта к концу первого класса ребенок должен читать около 30 слов за минуту.

Складовая система обучения чтению или «кубики Зайцева»

Это уникальная система обучения чтению с двухлетнего возраста, разработанная Н.А. Зайцевым в конце ХХ века. Основной принцип обучения — складовый: обучение начинаем не с буквы, а со слога или «склада». Эта идея появилась еще в начале 19-ого века, опубликована была в «Азбуке» Ф. Кузьмичева. Сторонником данной методики был Л.Н. Толстой, который обучал детей в своих школах только по этому принципу. Данная методика окончательно была оформлена в «кубиках Зайцева». До настоящего времени между складовиками и звуковиками идет негласная борьба, несмотря на наличие преимуществ в той и другой методике. Об этой методике можно почитать в книге Л.Н. Толстого «Письмо к издателям. О методах обучения грамоте».

Система Домана

А можно ли начать читать сразу со слова?
Да, такую методику обучения разработали врачи Института Развития Человеческого Мышления для лечения больных детей. Довольно часто открытия совершаются специалистами из смежной области. Так было и здесь. Врачи под руководством Г. Домана явились авторами системы обучения чтению через слово. Они не пытались выстроить методику обучения, хотели лишь активировать работу мозга через чтение. Долгое время традиционная система обучения не давала никаких результатов. Детям было непонятно, как из набора букв получается слово. К сожалению, складовый принцип тоже не дал нужного эффекта. Тогда пришлось делать следующее: написали слово, запомнили его и отождествили с предметом. Для слаборазвитых деток этот способ оказался самым приемлемым. Они не только смогли читать, но и становились более здоровыми, быстро догоняли в развитии своих сверстников. Мозг таких детей активизировался, они довольно легко обучались быстрому беглому чтению.

Какую пользу принесла новая методика педагогам?

Все новое всегда создает определенные проблемы. Основная возникшая проблема: что же тогда делать с программой начальной школы? Она же просто бессмысленна! Весь материал программы начальной школы легко освоить и до школы.

Что дала эта система родителям? Они получили возможность сделать своего ребенка здоровым, умным и развитым.

Многолетние исследования и эксперименты доказали, что грамотная работа с ребенком до года и активная поддержка ребенка родителями являются главным фактором в достижении ребенком высокого интеллектуального развития.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *